Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Mauris porttitor arcu sed quam consectetur, a fringilla urna porttitor. Morbi id varius nisi, in tincidunt est. Sed pharetra efficitur lobortis. Phasellus id aliquet lectus. Nunc vel dictum nisl. Etiam leo nulla, ullamcorper eu finibus ac, consectetur sit amet massa. Praesent venenatis vehicula magna, et pharetra nisi dictum a.

Некоторые институциональные условия формирования российских рынков

В числе негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российских рынков и приводящих к дополнительным хозяйственным издержкам, – излишняя бюрократическая регламентация и взяточничество, несовершенство законодательства и уход от налогов, невыполнение обязательств и применение силы в деловых отношениях, развитие “теневых” операций и криминализация бизнеса. Насколько распространены эти тенденции и связаны ли они со спецификой российского предпринимательства? Ответ на этот вопрос предполагает уточнение понятия “рынок”.

Бизнес можно организовать в любой области деятельности. Если вы занимаетесь поставками товаров из китая, вам понадобятся квалифицированные услуги растаможки, которые вам окажет таможенный брокер москва. Вы сэкономите собственное время, которое можно потратить на более важные задачи.

Рынок есть нечто большее, чем сфера свободного обмена результатами хозяйственной деятельности, и нечто иное, чем автономный саморегулирующийся экономический механизм. Рынок представляет собой совокупность институциональных ограничений формального и неформального характера (законов и контрактов, конвенций и норм), в рамках которых осуществляется деятельность хозяйственных агентов.

Подобная позиция близка к новой институциональной экономической теории, связанной с именами Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта и др. [1, 2, 3]. Однако мы пытаемся выработать несколько иной, экономико-социологический, подход. Он развивается в рамках сравнительно молодой исследовательской отрасли – социологии рынков [4, 5]. Последняя ориентирована прежде всего на неформальные аспекты хозяйственных отношений, исходит из укорененности экономических действий в социальных структурах, выявляет специфические культурные основания этих действий. Более подробные описания экономико-социологического подхода и нашей трактовки социологии рынков содержатся в работе [6, разделы 1-2; 7, с. 9-21, 28-34].

В данной статье рассматриваются микроуровневые хозяйственные связи и, в частности, процесс трансформации рынков с позиций предпринимателя (менеджера) и возглавляемой им фирмы. Нас интересует то, как для российского предпринимателя складывается сегодня структура повседневных отношений с другими хозяйственными агентами (партнерами и клиентами), представителями органов государственной власти, разного рода силовых структур.

Источники данных

База данных сформирована в ходе двух опросов, проведенных при участии автора Центром политических технологий (руководитель И.М. Бунин) по заказу Центра международного частного предпринимательства США (CIPE). Первый опрос включал стандартизованное анкетное обследование руководителей предприятий из 21 региона России, проведенное в ноябре 1997 -январе 1998 годов. Собрано 227 заполненных анкет. Инструментарий составлен автором и почти полностью нацелен на решение задач данной работы. Второй опрос включал серию углубленных интервью с последующей распечаткой и анализом текстов. Всего осенью 1997 – зимой 1998 годов были опрошены 96 респондентов, большинство из которых являются руководителями негосударственных предприятий (первыми лицами). Было привлечено также несколько экспертов и “поставщиков услуг”. Последняя группа состоит из руководителей фирм, предоставляющих юридические, консалтинговые и аудиторские услуги, оплата которых составляет часть трансакционных издержек предприятия. В обоих случаях речь идет о руководителях официально зарегистрированных организаций.

Полученные данные сопоставляются с результатами предыдущих опросов. К ним относятся: большая серия интервью с российскими предпринимателями, проведенная под руководством И.М. Бунина в 1993 году [8]. Часть респондентов (28 человек) были опрошены повторно спустя четыре года; стандартизованный опрос московских предпринимателей, проведенный под руководством автора в Институте экономики РАН в 1993 году; стандартизованный опрос на Первом всероссийском конгрессе представителей малых предприятий, проведенный при участии автора под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ в 1996 году.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить